Домой Политика Советские заповеди воспитания детей не утратили своей актуальности

Советские заповеди воспитания детей не утратили своей актуальности

Советские заповеди воспитания детей не утратили своей актуальности

Критиковать СССР стало модно. По мнению авторов, которые не жили в советское время, тогда все было плохо: платили мало, за границу не пускали, детей воспитывали строго, комсомол давил, партия давила, в магазинах не было колбасы и пр. Мало что из этого соответствует действительности. Особенно это касается советской системы воспитания детей и молодежи.

Основы советской педагогики – разумные и правильные методы воспитания. Их неплохо было бы взять на вооружение как родителям современных детей, так и педагогам. Можно сказать, что общий подход к воспитанию в СССР ничем не отличался от отношению к детям в любой развитой стране. Эти методы так или иначе перекликаются с десятью заповедями, от которых никогда никому вреда не было.

Советские заповеди воспитания детей не утратили своей актуальности

Долгое время базой педагогики в СССР были методы Макаренко – педагога, основавшего первые коммуны для беспризорников, ставшие для них родным домом и школой одновременно.

Основные приемы воспитания можно изложить так:

  • жизнь ребенка с самого рождения подчинялась режиму, рекомендованному врачами и детскими психологами, он разрабатывался для каждой возрастной группы, его придерживались во всех детских учреждениях – от яслей до старших классов школы (кстати, дети болели гораздо меньше, чем теперь);
  • детвору старались приобщать к физкультуре и спорту, закаляли, приучали к частым прогулкам на воздухе, спортивные кружки и секции были бесплатными или доступными для всех категорий населения, регулярно проводились спортивные соревнования, стадионы и бассейны были открыты для всех желающих;
  • дети учились общению в коллективе с самого раннего возраста, в яслях и детском саду прививали навыки самообслуживания, взаимопомощи и ответственности за свои поступки;
  • в детских коллективах пресекалось проявление агрессии, лжи, неуважение к другим людям, не позволялось никого обижать и унижать, нельзя было нарушать дисциплину; в советских школах учителя справлялись с детьми без специальной охраны на входе и ОМОНа;
  • идеологией советского общества было уважение к человеку труда, поэтому детей приучали к работе с малых лет, уроки труда были поставлены на высоком уровне, детей привлекали в кружки и секции, которые вели мастера различных профессий, трудовые успехи родителей отмечались, дети гордились своими отцами и матерями, старались брать с них пример;
  • не существовало проблемы свободного времени и скуки, так как количество дополнительных занятий было более чем достаточным в школе и вне школы, детвора посещала музыкальные и художественные школы, спортивные кружки, танцевальные и хоровые студии и многое другое; польза для них совмещалась с отсутствием необходимости постоянного контроля за ними.

Советские заповеди воспитания детей не утратили своей актуальности

Особо нужно отметить внимание родителей и педагогов советского времени к воспитанию моральных ценностей у детей: любви к Родине, честности, порядочности, уважению к старшим, детям прививались семейные ценности, коллективизм. На первое место ставились именно такие качества человека. Никто в советское время не учил детвору, что самое главное – деньги, успех, популярность, любовь к себе, карьера.

В современном мире многое из советских традиций не признается, но традиции воспитания не утратили своей актуальности и пользы.

<!—