Домой Экономика Зарплата воспитателей в алтайских детсадах оказалась одной из самых низких в России

Зарплата воспитателей в алтайских детсадах оказалась одной из самых низких в России

Зарплата воспитателей в алтайских детсадах оказалась одной из самых низких в России
25.10.2018 10:23

70 % воспитателей детских садов в России получают меньший заработок, чем любой среднестатистический учитель в школе. Об этом свидетельствуют данные мониторинга «Общероссийского народного фронта», опубликованные на сайте активистов.  В опросе, проведенном в июле – августе 2018 года, приняли участие 1200 педагогов из 78 регионов страны. При этом Алтайский край оказался в тройке регионов с самыми низкими зарплатами в данной сфере.

Как известно, в 2012 году президент поручил довести зарплату воспитателей до средней величины в сфере общего образования в каждом регионе. Но, согласно данным Росстата, этот разрыв сейчас только увеличивается: соотношение составляет 88,5 % от средней зарплаты против 94,3 % в 2014 году. Низкие зарплаты, согласно опросам, были зафиксированы у воспитателей Ростовской области – 10 516 рублей, Курской области – 10 521 рубль, Алтайского края – 10 694 рублей, Псковской области – 11 969 рублей, Оренбургской области – 13 319 рублей, Рязанской области – 13 375 рублей, Кировской области – 13 725 рублей, Республики Башкортостан – 13 731 рублей. В то же время минимальные суммы, о которых сообщали педагоги, составили 5968 рублей на руки (Республика Коми), 6 тысяч рублей (Республика Марий Эл), 7 тысяч рублей (Орловская область).

При этом более 85 % воспитателей детских садов трудятся сверхурочно. Эта цифра выросла на 10 % в сравнении с прошлым годом. По-прежнему встречаются переполненные группы, а также группы с детьми разного возраста. «Увлеченный педагог является ключевой фигурой, способной обеспечить полноценное развитие и воспитание ребенка. По данным мониторинга доступности дошкольного образования ОНФ 2017 года, 60 % родителей считают, что личность педагога и то, что он дает детям, важнее, чем транспортная доступность, материальное оснащение и другие факторы, на которые мы привыкли обращать внимание. Это тот человек, задача которого – помочь, научить, посочувствовать, понять. Однако для того, чтобы работать заинтересованно и полностью реализовать себя, педагогу необходимо время на отдых, самообразование и творческий поиск», – считает член центрального штаба ОНФ, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

Между тем мониторинг показал, что многие воспитатели на данный момент не имеют такой возможности. Половина опрошенных, чтобы заслужить премию, вынуждены заниматься работой, которая не входит в их должностные обязанности, в том числе убирать территорию, мыть полы. Почти всем воспитателям приходится хотя бы время от времени приобретать игрушки, моющие средства, канцелярские товары за свой счет. При этом их заработная плата остается ниже средней оплаты труда в сфере общего образования.

Также воспитатели отмечали, что финансовые обязательства перед ними не всегда выполняются. Так, 37 % опрошенных указали, что сталкивались с неправильным расчетом зарплаты, 9 % – с частичной невыплатой, 5 % – с незапланированными зачислениями, 2 % – с полной невыплатой заработной платы. Сигналы о частичной или полной невыплате поступили из Вологодской, Волгоградской, Калининградской, Кировской и других областей, Забайкальского и Красноярского краев, республик Башкортостан и Мордовия. Эксперты ОНФ отметили, что не решен и вопрос переполненности групп. Если в прошлом году только 15 % воспитателей сообщали о том, что в их группах занимаются 30-39 детей, то, по данным нынешнего мониторинга, – уже каждый пятый педагог. О том, что они работают с 40 малышами и более, заявили около 2 % опрошенных. В некоторых случаях воспитатели сообщали, что группы набираются из детей разного возраста, что значительно осложняет педагогическую работу. Руководство дошкольных учреждений в свою очередь заставляет скрывать эти факты, чтобы избежать ответственности.

Кроме того, воспитатели по-прежнему часто оборудуют группы за свой счет: 58 % делают это постоянно, 37 % – периодически. Педагоги отмечают, что сохраняются сложности при реализации инклюзивного образования. «Десятилетие детства – то самое время, когда стоит найти средства на решение накопившихся проблем. Необходимо освободить педагогов от непрофильной деятельности, для таких целей в штате необходимо предусмотреть соответствующие ставки. Не обойтись и без дополнительных специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Соответствующее финансирование должно быть предусмотрено на уровне регионов», – заключила Духанина.